Тема 1.3 Основные культурологические теории и школы современности

Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией. Символическая концепция культуры Э. Радикальные перемены социокультурной ситуации в Европе в веке способствовали переменам в самой культуре, что явилось предметом теоретической рефлексии многих мыслителей и привело к созданию новых культурологических концепций. Эти концепции можно классифицировать по рассматриваемым в них проблемам. Из таких проблем можно выделить следующие: Рассмотрим идеи и работы авторов, сказавших свое слово по перечисленным работам.

Психологические концепции культуры

Настоящая лекция посвящена основным концепциям в области анализа и теории культуры. Эта тема является одной из фундаментальных в курсе культурологии, так как различные подходы в понимании природы и сути человеческой культуры являются субстанциональными при подготовке студентов. В лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Теория локальных цивилизаций О. Теория стадионального развития цивилизации П. Теория линейного развития культуры К Ясперса.

Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о.

Тихонова Психоанализ в контексте культурологии Аннотация: Культурология в настоящее время рассматриваетсякак система знаний о сущности, закономерностях существовании и развитии, значении и способах постижения культуры, которая стремится к изучению к ее изучению всей полноте проявлений и сущности [1, с. Ее признают, в основном, в качестве исследующей генезис, функционирование и развитие культуры в целом. Мы считаем важным принятие интегративной сущности культурологии, обобщающей достижения всех дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества, а, следовательно, и семьи.

Такой подход дает возможность использовать культурологию в практической консультативной деятельности в условиях кризиса семьи, духовности и нравственности в мультикультуральном обществе. Цель статьи- показать, что практическое применение культурологии в сочетании с психоанализом как культурологической концепцией является эффективным методом в работе с полиэтническими семьями с целью повышения психологической и межкультурной адаптации.

Автор статьи ставит перед собой такие задачи:

Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З.

[page=] Культурологические концепции в истории литературы связаны с размышлениями художника о роли, месте своего.

Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие — происхождение. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

Основные направления, школы и концепции в культурологии

Античность — человек — мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор 5 в. Демокрит в том же городе, позже: Культура — дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры.

В году американский учёный Эрик Дрекслер издаёт книгу « Созидающие машины», в которой предлагает концепцию молекулярных роботов.

Главная Культурологическая теория Зигмунда Фрейда В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры.

Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

Мотив страха

Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература.

Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами. Позже начало ХХ в.

Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным или наставников через устную передачу, книги и другие культурные . при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу.

Трудящееся население настолько поглощено своим необходимым трудом, что у него не остается времени для занятия искусством, наукой и т. Оценка буржуазно-капиталисти-ческого общества в. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. В первую очередь оградить работающих детей и подростков от разрушительного действия современной системы.

Это может быть достигнуто лишь путем превращения общественного сознания в общественную силу Должна быть создана гуманная система воспитания, под которой мы понимаем три вещи: Энгельс 24 Свободное развитие физических и духовных способностей всех членов общества Психоаналитическая натуралистическая школа культурологии Психоанализ — в узком значении — разработанный З. Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Распространение идей и принципов психоанализа на сферу гуманитарных наук позволяет трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных идей фрейдизма и постфрейдизма, в том числе в их обращении к пониманию культуры, общества и человека, комплекса мировоззренческих и нравственных проблем. Огромное влияние на развитие культурологической мысли ХХ столетия оказала психоаналитическая или натуралистическая теория культуры.

Культурологическая теория Зигмунда Фрейда

Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности.

Институциональные модели, парадоксы и страхи .. Философско- культурологическая концепция Мальро объединила более экспонатов. Строгой.

Прохоренко Введение В Культурологию. Прохоренко Введение в культурологию. Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией.

Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература. Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами.

Х век — век преобразований — слово писателя подчинил общегосударственному делу. Все в молодом государстве пришло в восторг… Восторг этот отразился в нашей поэзии или лучше — он создал ее. Позже начало ХХ в. Это влияние выразилось в эстетическом гуманизме Карамзина и Жуковского. Огромную роль в русской культуре в. Из опыта деятельности масонских лож они вынесли уважение и принципы самопознания, самосовершенствования и самопожертвования. Масонство — одна из граней романтического мировоззрения, которое возникло внутри русского Просвещения.

2. Культурологическая теория З.Фрейда

Современные культурологические концепции 1. Эволюционистская концепция культуры 3. Функционалистская концепция культуры В настоящее время принято выделять следующие основные теоретические направления или парадигмы культуры: Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся в рамках этнографии и этнологии.

Прежде чем говорить о концепции Леонтьева и анализировать его без постоянного насилия и страха, который должен испытывать.

В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.

Опираясь на предшествующие опыты, З. Фрейд разработал"катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов. В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге"Тотем и табу.

Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ.

Вы точно человек?

В ней есть внешние сферы, которыми она соприкасается с социальной и природной реальностью. И есть сферы более глубокие: А есть еще ценностное ядро культуры.

Основные идеи культурологической концепции Э. Гуссерля. Данилевский ( локально-цивилизационный подход), Н.Н. страхов, К.Н. Леонтьев, О.

Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии В современном значении слово"культура" стало употребляться в веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа К концу ХХ века в культурологии существовало более определений культуры, так или иначе трактующих это социальное явление. Рассмотрим условия, определившие такой бурный рост культурологического знания.

Прежде всего, мануфактурное и ремесленное производства, на основе которых строилось благополучие городской культуры, исчерпали к этому времени свои возможности в области роста производительности труда. Назревает переход от ремесла к механическому производству, от аграрной культуры - к промышленной, индустриальной. Происходит создание трёхзвенной системы машин, переход от ручного труда к механизированному производству с новыми качествами работника.

Кризис охватывает и формационные основы культуры. Феодальная общественная формация в Европе доживала свои последние годы, на смену ей шёл капитализм с его специфическим культом наживы и погони за прибылью. Явно обнаруживается политический, идеологический конфликт между экономически господствующей буржуазией и политически господствующими феодальными кругами.

-. - шпаргалки онлайн

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.

Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха. Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности.

концепции художественного творчества, в результате чего появились ваемым во время созерцания трагедии эмоциям страха и со- страдания.

Двадцатый век характеризуется дальнейшим развитием как классических рационалистических, так и неклассических подходов к пониманию культуры. Рационализм был представлен двумя основными течениями: На основе разработанных им понятий идеального типа, социального действия возникло системно-функциональное направление в социологии и культурологии. В материалистической концепции истории К.

Маркса культура не имела самостоятельного значения. Но поскольку субстанцией культуры является труд, то в движении способов производства открытом Марксом раскрывается и определенная характеристика исторических типов культуры. Они таковы, по Марксу, каковы общественные формации. У истоков истории он помещает естественный племенной строй, из которого вырастает первичная или общинная формация общества.

Из трех форм общины земледельческая община на Востоке, гражданская община-полис в античности и германская 36 община-марка он выводит три разновидности обществ вторичной формации: Следовательно, на этих двух ступенях сохраняется, как и у Гегеля, триадичность. Но третья ступень капитализм складывается лишь на основе феодального строя германских племен.

Современные мировые культурологические концепции. Л. 1. В разных странах разные науки о культуре.